• Главная
  • Скульптура из коллекции Магнитогорской картинной галереи оказалась французской
14:10, 4 сентября 2020 г.
Надежный источник

Скульптура из коллекции Магнитогорской картинной галереи оказалась французской

Скульптура из коллекции Магнитогорской картинной галереи оказалась французской

Представители картинной галереи сообщили об установлении подлинности предмета из коллекции «Скульптура».

Бюст великой княгини Марии Фёдоровны из бисквита в 1991 году галерея приобрела у владелицы Дюкаревой Г. С. Работа представляет собой портрет молодой женщины в платье с декольте, кружевами и бантом.

«На плинте и сзади на спине бюста стояли два клейма с текстами: «MARIE FEODOROVNA» и «SEVRES AD-96-8». Скульптура была в хорошей сохранности, но документов, подтверждающих её подлинность, конечно, не было. Не было и точных сведений о том, каким образом она попала в семью, поэтому долгое время этот музейный предмет считался лишь репликой хорошего качества. Кстати, рынок произведений искусства наполнен разного рода подделками, и этим ни кого не удивишь. В то время ещё не было Интернета, и поэтому работа по атрибуции бюста была отложена до лучших времён», — рассказывают в Картинной галерее.

В 2020 году сотрудникам учреждения удалось собрать необходимую информацию о бюсте и подтвердить его подлинность и время создания. В Картинной галерее заявляют, что музейный предмет создан во Франции. Женский бюст выполнен мастерами Севрской фарфоровой мануфактуры. Поиски информации велись через Интернет.

«Забив в поиске «клейма Севра» было установлено, что по букве после надписи «SEVRES» можно установить время отливки предмета. Но на нашем предмете стояли сразу две буквы «AD», цифры «96», а через небольшой интервал ещё одна цифра «8». Ничего подобного не было найдено. Необходимо было продолжить поиски информации с другого конца», — продолжают рассказ в Картинной галерее.

Прототипом бюста послужила Великая княгиня Мария Федоровна, принцесса Вюртембергского дома. Женщина являлась второй супругой российского императора Павла I и матерью императоров Александра I и Николая I.

«В 1782 году супруги совершили инкогнито путешествие по странам Европы, представляясь как граф и графиня Северные (дю Нор). Они посетили Францию и Севрскую фарфоровую мануфактуру и получили в подарок от короля Людовика XVI большую группу произведений этого предприятия, в том числе своих портретов работы С.-Л. Буазо. Известно, что через три года С.-Л. Буазо повторил в бисквите портреты графа и графини Северных, экземпляры которых ныне хранятся в музее Севрской мануфактуры. Во второй половине XIX в. возрождается интерес к искусству последней четверти XVIII в. и на Севрском заводе повторяют по старым моделям или формам многие бисквитные композиции, в том числе в 1857 г. портреты графа и графини Северных, экземпляры которых хранятся как в музее Севрской мануфактуры, так и в других собраниях, в том числе в Павловском дворце-музее», — поведали сотрудники галереи.

Специалисты вышли на сайт Государственного музея-заповедника «Павловск», но там ответили, что подобного бюста в коллекции музея нет. Но информация о магниторском предмете искусства была передана старшему научному сотруднику Отдела западноевропейского прикладного искусства Государственного Эрмитажа Яну Виленскому.

«В течение этого же дня было получено сообщение из Санкт-Петербурга, которое вызвало бурю восторга. Оказалось, что в собрании Магнитогорской картинной галереи находится подлинное изделие Севрской мануфактуры, изготовленное по знаковому событию, приуроченному к визиту императора Николая II и императрицы Александры Федоровны. В 1896 году на Севре по моделям XVIII века были изготовлены бюсты императрицы Екатерины II, великой княгини Марии Федоровны, великого князя Павла Петровича, императора Александра I и подарены августейшей чете. Они были изготовлены не в единственном числе, что-то приобреталось свитой, кто-то покупал позднее. Бюст Марии Фёдоровны находится в коллекции Эрмитажа, он поступил туда из Зимнего дворца», — радуются магнитогорские специалисты.

Музейный предмет из Магнитки по своим параметрам полностью совпадает с эрмитажным. Идентичен материал – бисквит (неглазурованный фарфор), размеры и надписи.

«Буквенные знаки на бюсте означали следующее: «AD» – формовщик Альфонс-Виктор Дюмен? (Alphonse-Victor Dumain). Он выполнил эту работу по модели известного французского скульптора последней четверти XVIII века Симона-Луи Буазо (Louis-Simon Boizot) 1781 года создания. Скульптор с 1773 по 1800 гг. возглавлял Королевскую Севрскую фарфоровую мануфактуру и смог высоко поднять искусство пластики в фарфоре и бисквите, что принесло всемирную славу этому предприятию. Цифры «96» - 1896 год создания, а цифра «8» - скорее всего тираж», — комментируют в Магнитогорске.

Отмечается, что последние владельцы наверняка не знали об истинной ценности бюста. Предмет искусства прекрасно сохранился, но «проживёт» ещё долго в стенах галереи.

«Результат проделанной исследовательской работы по атрибуции произведения скульптуры стал настоящим подарком к 40-летию Магнитогорской картинной галереи. Теперь этот предмет является единственным экспонатом в собрании Магнитогорской картинной галереи, относящимся к высоким образцам западноевропейского прикладного искусства. Начало новой коллекции положено…», — говорит М.Ф. Абрамова, главный хранитель, искусствовед, член СХ России.

Читайте также:В Наровчатке жалуются на загрязнение Урала

#галерея #бюст #подлинность
Объявления
live comments feed...